Применение психологических техник и упражнений, направленных на мотивацию обучающихся на учебно-тренировочных занятиях
Всем известно о существовании двух видов мотивации: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач. Еще их называют мотивация “К” и мотивация “ОТ”.
Часто мы слышим фразы о создании ситуации успеха, о формировании у обучающихся направленности на успех. Но надо помнить о том, что наряду с созданием внешних факторов, влияющих на мотивацию обучающихся к тому или иному виду деятельности, необходимо развивать у них привычку мыслить и высказываться категориями успеха. Поэтому психологические техники и упражнения, которые я рекомендую к использованию в учебно-тренировочном процессе направлены, прежде всего, на развитие у обучающихся навыков самомотивации.
Прежде всего, хочется рассказать об удивительной технике правильной постановки цели и формирования результата, взятой из НЛП. Можно запомнить следующие правила с помощью мнемонического слова «ПАКПРРЭ», буквы которого являются первыми буквами в названии каждого следующего шага в определении хорошо сформированного результата.
Быть эффективным в этом мире означает добиваться тех результатов, которые вы выбираете
Итак:
Позитивная формулировка.
Подумайте о том, чего вы хотите, а не о том, чего не хотите. Спросите: “Что я хотел бы иметь?” “Чего я в действительности хочу?” То есть ставьте цель К, а не цель ОТ.
Активная позиция.
Уже в процессе формировании цели спросите: “Что я буду делать, чтобы достичь своего результата, какие буду выполнять шаги, какие задачи буду решать?». Обязательно прописать на бумаге.
Конкретность.
Представьте себе результат настолько конкретно, насколько можете. Спросите: “Кто, где, когда, что и как конкретно?”
Подтверждение.
Спросите: “Что я увижу, услышу и почувствую, когда буду иметь это? Как я узнаю, что это уже есть у меня?”, а затем проживите это в своих мыслях, как-будто вы этого уже достигли.
Ресурсы.
Есть ли у вас подходящие ресурсы и выборы, необходимые для того, чтобы получить ваш результат? Спросите: “В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы получить свой результат?”
Размеры.
Имеет ли результат подходящие размеры? Если он слишком велик, спросите: “Что мешает мне его получить?” – и разбейте конечный результат на более мелкие. Сделайте их достаточно ясными и достижимыми. Если же он слишком мал для того, чтобы быть мотивирующим, спросите: “Если я получу этот результат, что это мне даст?”
Двигайтесь вверх до тех пор, пока вы не найдете связь с таким результатом, который будет достаточно большим и мотивирующим.
Экологическая рамка.
Проверьте последствия, которые возникнут в вашей жизни и взаимоотношениях в том случае, если вы получите свой результат. Спросите: “Кого еще затронет этот результат?” “Что случится, если я его получу?” “Если бы я получил его немедленно, смог ли бы я им воспользоваться?”
Будьте внимательны к своему ощущению сомнения, которые начинаются со слов: “Да, но…” Какие соображения это чувство сомнения представляет? Как вы можете изменить свой результат, чтобы принять в расчет эти соображения?
Теперь прогоните этот модифицированный результат через "ПАКПРРЭ”- процесс, чтобы проверить, является ли он хорошо сформированным.
Последний шаг – начинайте действовать. Вам следует сделать первое движение.Тысячекилометровое путешествие начинается с первого шага.
Если результат хорошо сформирован, то он является достижимым, мотивирующим и обязывающим
При слабой мотивации надо пересмотреть свои цели и если надо перевести цель в мотив.
Например: цель – «Не опаздывать на учебно-тренировочные занятия», можно переформулировать как «Выходить из дома на 15 минут раньше», а мотивом (то есть «Зачем?») здесь будет «Чтобы не опаздывать на учебно-тренировочные занятия»
Очень хорошо мотивирует детей следование какому-нибудь девизу. Это может стать традицией спортивной группы. Например, раз в неделю (месяц, день) тренер с ребятами придумывают девиз, которому следуют определенный промежуток времени (девиз можно составить из слов, вырезанных из газетных и журнальных заголовков, определить, как этот девиз может мотивировать, вывесить его на видном месте). По истечении времени проходит обсуждение в группе: чего удалось достичь, как ты стремился следовать девизу, какие действия предпринимал, что не получилось?