ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ ВОЛИ
Одним из условий становления личности является воспитание силы воли. Умение принять задание, подчинить свое поведение будущему результату, иногда вопреки чувственным, непосредственно влекущим побуждениям, действующим в настоящую минуту, - это для ребенка трудное умение. Его нужно специально развивать. На начальном этапе становления личности ведущая роль в развитии силы воли ребенка должна принадлежать родителям, которые должны поощрять ребенка действовать самостоятельно, добиваясь поставленной цели, учить ребенка на собственном примере преодолевать себя. И если в период дошкольного детства эта функция не сформирована, то в дальнейшем ему будет очень не легко справляться с поставленной задачей.
Встречаются две крайности, каждая из которых таит в себе серьёзную опасность для развития воли. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости делать какие-либо усилия: между тем готовность употребить усилие чтобы чего-нибудь достичь – совершенно необходимая в жизни, не дается сама собой, к ней нужно приучать; лишь сила привычки может облегчить трудность усилия: совершенно не привычное, оно окажется непосильным.
«Сделай трудное привычным, привычное станет легким, а легкое всегда становится приятным».
Другая тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате создается привычка бросать начатое дело незавершенным, а для развития воли нет ничего хуже.
Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить раз начатое дело до конца, не создавать привычки бросать незавершенным то, за что взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить один за одним ряд срывов, раз за разом не довести начатое дело до конца.
|